Контактный телефон: +375 17 2931781

Гидрофобный состав для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог

Описание инновационного проекта: 
Разработан гидрофобный состав для профилактической обработки покрытий автомобильных дорог с использованием отходов нефтехимического производства. Реализация проекта позволяет продлить в 1,5 раза срок службы асфальтобетонного покрытия посредством защиты от воздействия погодно-климатических факторов, а также повысить на 10 % коэффициент сцепления асфальтобетонного покрытия с колесами транспортных средств. Поставленные задачи достигаются распределением гидрофобного состава для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, основой которого являются отходы переработки нефтепродуктов (шлам от очистки резервуаров) – 60-70 мас.%, содержащие бутадиен-стирольный каучук 12-18 мас.%, изопреновый каучук 5-10 мас.%, полидиметилсилоксановый каучук 3-5 мас.%, оксидат отработанных минеральных масел 2-7 мас.%, концентрат суспензии растворенной резины 16-32 мас.%. При этом растворителем является керосин в количестве 5-12 мас.%. Состав также содержит минеральный наполнитель, 8-16 мас.%, в качестве которого используется дефекат, имеющий состав, мас.%: CaCO3 – 65,5-77,8; MgCO3 – 3,4-8,6; Al2O3 – 0,2-3,8; P2O5 – 0,9-1,3; Fe2O3 – 0,2-1,0, органические вещества 12,0-15,0, а в качестве гидрофобизатора (поверхностно-активной добавки) содержит метилсиликонат натрия в виде кремнийорганической гидрофобизирующей жидкости. Величина капитальных вложений, необходимых для реализации проекта, составляет 500 000 руб., в том числе стоимость оборудования для приготовления и распределения профилактического состава составляет 325 тыс. руб. Стоимость материалов для производства профилактической обработки – 0,32 руб/м2. Годовой экономический эффект при обработке 1 км автомобильной дороги 4-й технической категории составляет 13,7 тыс. руб. При обработке 100 км – 1 370 тыс. руб., что соответствует сроку окупаемости оборудования для получения профилактического состава 0,3 года или один строительный сезон. Планируемый объем сбыта зависит от годового объема работ по поверхностной обработке автомобильных дорог в регионе и прогнозируется в количестве 100 км в год в Гомельской области и 600 км в год в Республике Беларусь.
Цель инновационного проекта: 
создание нового производства
расширение действующего производства
техническое перевооружение
Основные конкурентные преимущества: 
На сегодняшний день в Республике Беларусь наиболее распространенной является поверхностная обработка, использующая кубовидный щебень фракции 5-10 и 10-15 мм и битумную эмульсию в качестве вяжущего согласно РД 0219.1.07-2002. Основными недостатками данной технологии является чувствительность к внешним факторам (в частности невозможность производства работ при температуре ниже +5 °С), длительный срок ограничения движения по свежеуложенному слою, высокая стоимость работ. Кроме того традиционная технология содержит большое количество технологических операций (очистка ремонтируемой поверхности от пыли и грязи, распределение вяжущего, распределение щебня, уплотнение уложенного слоя, уборка незакрепившегося щебня), которые требуют применения соответствующего количества средств механизации. Предлагаемая разработка требует только произвести очистку ремонтируемой поверхности от пыли и грязи и распределение профилактического состава. При этом для распределения предлагаемого гидрофобного состава используется техника, аналогичная применяемой при распределении материалов поверхностной обработки согласно РД 0219.1.07-2002. В частности основной машиной является автогудронатор АРБ-7 (АРБ-8) производства Фанипольского опытно-механического завода. Стоимость материалов для профилактической обработки предлагаемым гидрофобным составом ниже, чем у традиционного способа в два раза (0,32 руб/м2 против 0,63 руб/м2). После обработки разработанным составом срок службы асфальтобетонного покрытия продлевается в 1,5 раза, коэффициент сцепления асфальтобетонного покрытия с колесами транспортных средств повышается на 10 %.
Степень готовности инновационного проекта: 
идея проекта
научно-техническая документация
конструкторская документация
Научная значимость результатов НИОК(Т)Р, составляющих основу инновационного проекта: 
прикладной характер
Новизна, оригинальность (технологическая прогрессивность) продукта (услуги): 
нет аналогов в стране, есть за рубежом
Наличие и (или) возможность правовой охраны продукта (услуги): 
использование собственных патентов
Наличие связей с потенциальными потребителями продукции: 
декларируется наличие связей, отсутствуют подтверждающие документы
Срок реализации проекта: 
до 1 года
Публикации по теме проекта, акты внедрения: 
1. Бочкарев, Д.И. Устройство для транспортирования и распределения жидких дорожно-строительных материалов / Д.И. Бочкарев, В.В. Петрусевич // Новые материалы и технологии в машиностроении / под общ. ред. Е.А.Памфилова. Сборник научных трудов. Выпуск 21. – Брянск: БГИТА, 2015. – С. 95 – 98. 2. Бочкарев, Д.И. Оценка влияния эксплуатационных характеристик асфальтобетонных покрытий на безопасность дорожного движения / Д.И. Бочкарев, В.В. Петрусевич // Чрезвычайные ситуации: образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 40 – 43. 3. Бочкарев, Д.И. Использование метода ИК-спектроскопии для идентификации отходов нефтехимического производства / Д.И. Бочкарев, В.В. Петрусевич, А.М. Валенков // Горная механика и машиностроение. – 2017. – № 2. – С. 84 – 89. 4. Бочкарев, Д.И. Определение коэффициента сцепления в системе «дорожное покрытие – колесо транспортного средства» / Д.И. Бочкарев, В.В. Петрусевич // Проблемы безопасности на транспорте: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. – Гомель: БелГУТ, 2017. – С. 19 – 22. 5. Бочкарев, Д.И. Исследование влияния профилактической обработки на эксплуатационные и физико-механические свойства материалов автодорожных покрытий / Д.И. Бочкарев, В.В. Петрусевич // Горная механика и машиностроение. – 2018. – № 2. – С. 82 – 88.