Контактный телефон: +375 17 2931781

Разработать и освоить производство комбинированной коммунальной вакуумной подметально-уборочной и солераспределительной машины на базовом универсальном малогабаритном полноприводном шасси с гидростатической трансмиссией

Описание инновационного проекта: 
Цель проекта в разработке и освоении производства универсальной малогабаритной коммунальной машины для механизированного сметания и уборки мусора в летний период времени, и патрульной скоростной очистки от снега и распределения твердых противогололёдных материалов в зимний период в условиях плотной городской застройки, которая по техническим характеристикам будет соответствовать лучшим зарубежным аналогам. Проводимые работы соответствуют приоритетным направлениям научно-технической деятельности и приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Реализация проекта обеспечит создание новой инновационной продукции, внедрение в производство результатов научных и прикладных исследований НАН Беларуси, импортозамещение дорогостоящей зарубежной техники, повышение экспортного потенциала промышленности, создание новых рабочих мест и повышение качества и эффективности работы коммунальных служб Республики Беларусь благодаря механизации операций технологического процесса уборки и обслуживания тротуаров, улиц, площадей, парковых зон и других городских территорий. Сроки реализации: 2 кв. 2016 г. – 4 кв. 2020 г. В ходе реализации проекта предстоит провести полный цикл НИОК(Т)Р по разработке дизайна, конструкции, изготовлению и испытаниям опытных образцов малогабаритной комбинированной коммунальной вакуумной подметально-уборочной и солераспределительной машины, технологической подготовке производства и освоению производства продукции, а также обеспечить проведение мероприятий по ее продвижению на рынке. Планируемый уровень локализации производства не менее 70%. Головная организация-исполнитель проекта – Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, организации-соисполнители - ОДО «Гидро-Коннект», ОДО «Дормашэкспо», ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома». Бизнес-план инновационного проекта прошел госэкспертизу. Проект реализуется с привлечением финансирования за счет средств инновационных фондов Мингорисполкома, НАН Беларуси и собственных средств организаций исполнителей. Поручением Заместителя Премьер-министра от 10.04.2016 №34/3пр инновационный проект включен в проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Цель инновационного проекта: 
расширение действующего производства
Основные конкурентные преимущества: 
Машина не имеет аналогов в республике в своем классе и полностью соответствует мировому техническому уровню. Одним из ее основных преимуществ является универсальность в использовании службами коммунального хозяйства, обеспечивающая возможность всесезонного использования благодаря применению высокопроизводительных многофункциональных технологических надстроек, навешиваемых спереди и сзади нее. Шасси адаптировано под установку других видов навесного оборудования (поломоечного, оборудование для сбора и вывоза мусора из контейнеров, газонокосилок, кусторезов, измельчителей пней и веток, самосвального оборудования, дорожных фрез и др.), обеспечивающего более широкое использование машины, как службами ЖКХ, так и зеленстроя, автодора, строительных организаций и пр. Применение гидростатической трансмиссии на машине обеспечивает простоту конструктивного исполнения; эффективную реализацию отбора мощности для оборудования шасси и навесного оборудования; низкие затраты на обслуживание; легкость управления машиной; высокую экономичность и экологичность машины без ущерба мощности и производительности. Машина будет оснащена высоко комфортабельной одноместной (с дополнительным откидным сидением) герметичной кабиной с высокой степенью шумоизоляции, обеспечивающей максимальную обзорность, кондиционером, отопителем, сиденьем с пневматическим подрессориванием, рулевой колонкой с бесступенчатой регулировкой, местами для хранения принадлежностей. Высокий научно-технический уровень разработки будет обеспечен за счет использования компьютерных технологий для расчета, комплексной интеграции в процесс разработки компьютерных и цифровых технологий, включающих параллельное и параметрическое проектирование, реверс-инжиниринг, прототипирование с применением 3D-печати, виртуальное моделирование рабочих процессов и испытаний, а также технологических процессов изготовления деталей, проектирования и производства, обеспечивающих сокращение сроков освоения производства, снижение металлоемкости и себестоимости изготовления, повышение топливной экономичности и производительности, улучшение комфортабельности и условий труда обслуживающего персонала, повышение активной и пассивной безопасности, а также надежности техники.
Степень готовности инновационного проекта: 
идея проекта
научно-техническая документация
конструкторская документация
обоснование инвестиций
Научная значимость результатов НИОК(Т)Р, составляющих основу инновационного проекта: 
прикладной характер
Новизна, оригинальность (технологическая прогрессивность) продукта (услуги): 
нет аналогов в стране, есть за рубежом
Наличие и (или) возможность правовой охраны продукта (услуги): 
права не защищены, но имеются признаки патентования
Наличие связей с потенциальными потребителями продукции: 
связи налажены, есть документальное подтверждение (договор о поставках, протокол о намерениях и др.)
Срок реализации проекта: 
свыше 2 лет
Сведения об участии в научных исследованиях и разработках по тематике инновационного проекта: 
Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси имеет успешный опыт участия в реализации заданий подпрограммы «Машиностроение» ГНТП «Машиностроение и машиностроительные технологии», а также ГПНИ «Механика, техническая диагностика, металлургия» по направлениям, сопутствующим тематике выполняемых по инновационному проекту работ. За последние пять лет специалисты Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (подразделение-исполнитель работ по проекту) приняли участие в реализации пятнадцати заданий автомобильной тематики подпрограммы «Машиностроение», по которым предприятиями освоено более 4000 единиц техники на общую сумму более 413 млн. долл. США. При выполнении проекта планируется использовать научные результаты работ, полученные Объединенным институтом машиностроения в рамках заданий 1.03 «Развитие методических основ расчетно-экспериментальных исследований рабочих мест и кабин мобильных машин с целью улучшения показателей безопасности, комфортабельности, материалоемкости и аэродинамики» и 1.06 «Развитие теории мобильных машин, методов расчета функциональных свойств, оценки и обеспечения надежности узлов, агрегатов и машин в целом при проектировании и эксплуатации. Разработка новых методов расчета прочности и износостойкости силовых систем» Государственной программы научных исследований «Механика, техническая диагностика, металлургия» на 2011-2015 годы.
Публикации по теме проекта, акты внедрения: 
За последние 5 лет по тематикам проводимых РКЦМП научных и прикладных исследований в Республике Беларусь и за рубежом опубликовано более 80 научных статей, монографий и докладов. Из них наиболее важными являются следующие публикации: Высоцкий, М.С. Основы проектирования модульных магистральных автопоездов / М.С. Высоцкий, С.И. Кочетов, С.В. Харитончик. – Минск.: Беларус. навука, 2011. –392 с. Высоцкий, М.С. Научное обеспечение компьютерного проектирования и виртуальных испытаний автотракторной техники / М.С. Высоцкий, С.В. Харитончик, А.В. Шмелев // Механика машин, механизмов и материалов. – 2012. – № 3. – С. 19–29. Kalesnikovich, A. Тhe transverse dynamics and rollover of heavy commercial vehicle combinations. Тesting and analysis. [Электронный ресурс] / Kalesnikovich A., Kharytonchyk S., Vigonny A. // FISITA - 2014 — Режим доступа: http://www.fisita2014.com/programme/sessions/F2014-IVC-062 — Дата доступа: 05.12.2014. Шмелев, А.В. Основы методики виртуального моделирования испытаний кабин грузовых автомобилей по требованиям пассивной безопасности / А.В. Шмелев, Э.В. Лисовский, В.С. Короткий // Механика машин, механизмов и материалов. – 2015. – № 3 (32). – С. 64–72. По тематике работы имеются акты внедрения методик моделирования и виртуальных испытаний автотракторной техники по показателям управляемости, устойчивости и маневренности; валидации компьютерных моделей по результатам натурных испытаний; метода выбора параметров рабочего места водителя с учетом эргономических требований и статистических антропометрических данных, реализованного в программном обеспечении.